«Я занят и устал». Поговорили с психологом о чем должны говорить с ребенком занятые родители 

05.02.2020 08:00
Обновлено: 08.03.2023 01:16

Далеко не все родители довольны количеством или качеством времени, которое они проводят с ребенком. Мы всегда куда-то торопимся, разговоры откладываем на потом, даже на вопросы самого ребенка отвечаем наспех. 

Ученые провели исследование, в котором выяснили, что в среднем родители уделяют ребенку не более 12.5 минуты! Причем из этого времени 8.5 минуты уходит на упреки, запреты и угрозы. На дружеское общение остается всего лишь 4 минуты… Это ничтожно мало. 

Если и у вас не получается достаточное количество времени проводить с семьей, не стоит думать, что все потеряно, вы плохой родитель и в будущем с ребенком не будет близких отношений.

Все будет хорошо, если акцент сделать на качестве этого времени. О чем говорить с ребенком, какие вопросы ему задавать и когда это лучше делать, нам расскажет детский психолог Людмила Усеинова.

Людмила Усеинова – выпускница БГУ, детский психолог с 15-летнем стажем, основатель онлайн-центра.

семья

 

Людмила, к сожалению, многие современные родители не могут себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько они хотят. Как быть?

- В силу нехватки времени отношения между детьми и родителями становятся формальными. Не хватает времени именно на дружеское общение, поэтому в эмоциональном плане нарастает пропасть. 

Как избежать этой пропасти?

- Общаться по душам. Попробуйте не читать нотаций, а просто ежедневно задавать своему ребенку пять вопросов, которые помогут установить эмоциональную связь и доверие в отношениях. Вопросы звучат следующим образом:

  •  Ты счастлив?
  •  Все ли у тебя в порядке?
  • Что за день было самое лучшее?
  • А что самое плохое?
  •  Чтобы ты поменял, если бы смог?

 

Скорее всего первый вопрос поставит ребенка в тупик. Или он, не задумываясь, ответит положительно.

- Родителям не стоит стесняться спрашивать у своего ребенка счастлив ли он. На этот вопрос дети до двух лет просто кивают и улыбаются в ответ. В силу возраста он не задумается о смысле вопроса, но, становясь старше, будет пытаться понять, что же мама имеет в виду. 

В 3-4 года ребенок может ответить, что несчастлив. И причина «несчастья» - сломанная машинка. Но самое важное: со временем малыш научится идентифицировать состояние счастья и понимать, что приводит его к хорошему настроению. 

 

А как же «дежурные» вопросы: как ты себя вел, что ты ел, какие оценки?

- Эти вопросы родители задают для собственного успокоения. В повседневной жизни мы взрослые делаем акцент на каких-то физиологических процессах. Потом дети вырастают и приходят к психологу, чтобы разобраться в своей жизни: чего они хотят, кем являются на самом деле и что для них счастье.

Получается, что быть счастливым ребенка должны научить родители?

- Родители должны научить ребенка прислушиваться к себе. В какой-то момент вы сами удивитесь, насколько точно ребенок начнет ощущать состояние счастья внутри себя. 

Взрослея, он просто не позволит себе быть несчастным: не будет ходить на нелюбимую работу, терпеть неуважительное отношение к себе. Когда человек находится в позитивном эмоциональном состоянии, он создаст крепкую собственную семью и сделает счастливым своих близких людей.

Когда лучше разговаривать с ребенком?

- Общаться по душам можно в любое время суток. Лучше всего подходят ситуации, когда ребенок немного загрустил или задумался.

Взрослый делает первый шаг навстречу. Возможно, ребенок ответит не сразу, но со временем ритуал войдет в привычку. Сложно сходу сказать, все ли в порядке, но постепенно ребенок научится осознавать собственные переживания и будет обращаться к вам за поддержкой в решении проблем. 

Спрашивая у ребенка, все ли в порядке, мы показываем, что интересуемся не только личной жизнью, но и соблюдаем личные границы.

Ребенок видит и слышит, что взрослые хотят участвовать в его жизни и чувствует себя значимым.  А если ребенок отвечает однозначно. Например, за день понравилось все.

- Иногда детям сложно дать четкий ответ. Тогда мама и папа на собственном примере должны рассказать о своих впечатлениях за день: справился со всеми запланированными задачами, вечером быстро нашел место на парковке, вкусный ужин, подруга поделилась хорошим рецептом. Вы сами покажете ребенку, как правильно отвечать. Приготовьтесь, что первые несколько дней он будет просто слушателем, но со временем начнет активно участвовать в диалоге.

 

На вопрос о том, что плохого было за день, даже взрослому тяжело и неприятно отвечать

- О негативной стороне дня ребенок также может не отвечать. Но ему очень важно подать пример, честно рассказав о собственных ошибках и эмоциях в течение дня. Делитесь со своим ребенком! Истинные чувства очень сближают, и ответная реакция не заставит себя долго ждать.

Когда мы спрашиваем о том, чтобы ты поменял за день, то даем ребенку установку на право менять жизнь к лучшему. Если ребенок школьного возраста, то он обязательно начнет анализировать свой день и со временем поверит в собственные силы и возможности. 

Получается, что на первый взгляд за элементарными вопросами кроется нечто большее

- Конечно! Ритуал ежедневного общения не обязательно должен быть длительным по времени. Даже немного времени достаточно, чтобы наполнить друг друга радостью.

Нет ничего лучше в семье, чем теплые отношения со своими родственниками. Смело задавайте ребенку эти пять вопросов, он будет правильно оценивать свою жизнь, события в ней и собственные силы. 

Фото: личный архив героини и Pixabay

Автор: Инна Джетбаева Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Людмила, к сожалению, многие современные родители не могут себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько они хотят. Как быть?
  2. Как избежать этой пропасти?
  3. Скорее всего первый вопрос поставит ребенка в тупик. Или он, не задумываясь, ответит положительно.
  4. А как же «дежурные» вопросы: как ты себя вел, что ты ел, какие оценки?
  5. Получается, что быть счастливым ребенка должны научить родители?
  6. Когда лучше разговаривать с ребенком?
  7. Ребенок видит и слышит, что взрослые хотят участвовать в его жизни и чувствует себя значимым.  А если ребенок отвечает однозначно. Например, за день понравилось все.
  8. На вопрос о том, что плохого было за день, даже взрослому тяжело и неприятно отвечать
  9. Получается, что на первый взгляд за элементарными вопросами кроется нечто большее