Договорились договариваться – это лучше, чем сожжение мостов

24.09.2018 15:01
Обновлено: 13.07.2019 21:22

От переговоров президентов Беларуси и России в Сочи 21 сентября ждали некоего чудесного разрешения всех проблем и когда главы государств разошлись молча, то это оценили как провал. Но следует ли считать провалом когда договорились договариваться?

В субботу, 22 сентября президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание в Минске по итогам своих сочинских переговоров. Анализируя отчет, наблюдатели вынесли мнение, что на «трудных, но результативных переговорах» президентов и правительств двух стран договориться не удалось, хотя по Белорусскому телевидению и заявили, что достигнут успех и «если даже чисто арифметически, в лоб, монетизировать весь пакет соглашений, он превысит 30 миллиардов долларов!».

А потом в ту же субботу, но чуть позже белорусскому президенту позвонил российский коллега Владимир Путин, и, как сообщает БТ, «закрыты все болезненные вопросы, которые стояли в повестке в последние несколько лет». Вот после этого сообщения наблюдатели начали сомневаться, что в Сочи был полный провал. Правда кремлевская пресс-служба ничего не сказала даже о факте данного телефонного разговора, не говоря уже о его содержании.

«Главы государств уточнили позиции, согласованные в Сочи, и, в частности, окончательно решили вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларусью за поставляемый природный газ компании "Газпром"», – рассказывает БТ об итогах телефонного разговора президентов. При этом на БТ не указали как именно этот вопрос решен, будет ли белорусская сторона получать эти деньги от российской, а ведь Минфин Беларуси уже рассчитал бюджет страны на 2019 год.

Белновости
Фото: © Белновости

Как бы не получилось, что после «трудных, но результативных переговоров» белорусская сторона отступила на заранее подготовленные позиции – как сообщалось в начале войны в сводках Совинформбюро.

Окончательное решение такого вопроса вряд ли возможно путем телефонного разговора, тем более если целого дня не хватило на переговорах президентов тет-а-тет и с участием правительств.

Скорее всего обрисованный президентом до этого телефонного разговора на протокольной съемке субботнего совещания порядок обсуждения несколько ближе к реальности (заранее прошу прощения за большую цитату): «Самый главный вопрос, который обсуждался (в Сочи -Прим. Ред.), был связан с возвратом денежных средств от «перетаможки» сырой нефти в белорусский бюджет. А также вопрос переработки в Беларуси темных нефтепродуктов, к примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках... Это непростой, сложный вопрос. Мы выработали два варианта и договорились с президентом России, что мы эти два варианта обсудим в Минске. И в Душанбе (там через неделю будет саммит СНГ. - Прим. Ред.) окончательно согласуем решение этого вопроса.. Но фактически он решен. Нужно выбрать тот или иной вариант. Сегодня мы и обсудим с вами, какой вариант, углубившись в те договоренности, которых мы достигли с Россией» (цитата по БЕЛТА). Пресс-служба президента в качестве еще одной оказии для обсуждения этого вопроса назвала проведение  12 октября в Могилеве Форума регионов Беларуси и России, на котором будут оба президента и руководители правительств.

Точная сумма доходов белорусского бюджета от «перетаможки» российской сырой нефти не раскрывается, считается для служебного пользования. В отчете Минфина Беларуси сообщается, что за первое полугодие наш бюджет пополнился за счет безвозмездных поступлений от иностранных государств на 925 млн рублей (примерно 436 млн долларов) и, по косвенным данным можно судить, что речь идет о вот этой самой «перетаможке».

Это безусловно значимая для белорусского бюджета сумма. Одним из успехов переговоров президентов двух стран Александр Лукашенко называет договоренность о рефинансировании белорусского долга в размере 1 млрд долларов, обещание выделить 2 млрд долларов кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

«Мы получили пять траншей (от ЕФСР -Прим. Ред.). Остался шестой и седьмой. Я не вижу никаких проблем с выделением шестого транша, и, как было заявлено, можно решить вопрос и по седьмому траншу. Все зависит от того, как прежде всего белорусская сторона в этом направлении будет работать. Думаю, что это решаемый вопрос. Шестой транш Беларусь получит в ближайшее время. Седьмой – это уже дело активности прежде всего белорусских членов правительства", – заявил Лукашенко на субботнем совещании.

Можно по разному относится к накапливанию государственного долга, предположим, что эти кредиты действительно необходимы для поддержания на плаву «белорусского экономического чуда», но нельзя забывать, что уже ни раз кредиты ЕФСР скандально задерживались. Сейчас в качестве победы идет обещание Москвы выплатить шестой транш кредита ЕФСР в 200 млн долларов, хотя и шестой и седьмой уже давно должны были поступить белорусской стороне – они предусмотрены как один из источников республиканского бюджета на 2018 год.

В общем, обещать – не значит жениться, а потому пока Минфин Беларуси не отрапортует о получении денег, кричать «ура!» и бросать в воздух чепчики будет преждевременно. Российской стороне сейчас не хватает средств на латание дыр в собственной стране, тут не до белорусского брата.

Вот не случайно всплыл вопрос с отложенным на год запуском первого блока Белорусской АЭС, которая строится российской компанией в рамках российского кредита в 10 млн. долларов. По договору, Погашение кредита начинается через 6 месяцев с даты ввода в эксплуатацию АЭС, но не позднее 1 апреля 2021 года. Первый блок предполагалось ввести в 2018 года, второй – в 2020 году.

«Пока откладывается запуск первого блока аж на год. Боюсь, как меня информируют контролеры, что, может быть, Россия попросит еще смещения этого срока, что уже вообще недопустимо. И коль сроки были сорваны (мы, конечно, не хотим идти в суды, судиться, как это по договору), мы договорились о том, что срок возврата кредита надо продлить», – сообщил на субботнем совещании президент Беларуси. Буквально через предложение он добавил, что «надо просто доработать этот вопрос. И я думаю, что мы можем решить этот вопрос в том ключе, в котором я сказал».

Такими темпами, как бы не получилось, что и АЭС не будет, и доходов от продажи электричества не возникнет, а платить уже придется. Российская сторона пока не комментировала идею о переносе сроков платы по этому кредиту.

Пресс-служба президента Беларуси также сообщает, что страны договорились в течение недели выработать план взаимных поставок сельхозпродукции. «Надо сказать, что наши вице-премьеры уже две дорожные карты разработали по решению этих проблем. Но до вчерашнего дня, да и до сегодняшнего, эти проблемы в полном объеме так и не были разрешены», – сказал президент. «Я думаю, что до конца года эта ситуация будет кардинальным образом изменена», – пояснил Лукашенко.

Вот так по каждому вопросу получается, что на уровне президентов договорились договариваться на уровне правительств. Нужно отметить, что это лучше, чем сожжение мостов, но пока не вселяет уверенности в успехе.

Основатель портала Виталий Кистерный

Фото: пресс-служба Президента РБ, пресс-служба Кремля

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса