Крик души врача-гинеколога: У меня 80 пациентов в день, зарплата 3 миллиона и я еще всем должна!

03.12.2014 14:48
Обновлено: 24.12.2017 00:51

Медики, работающие на государство, работают за гроши. О какой конкуренции частным медцентрам может быть речь?

Мэр Минска Андрей Шорец заявил, что государственные медицинские учреждения должны «показать частным медцентрам, как нужно работать» и составить им конкуренцию. Так ли это просто, как кажется и куда идет государственная медицина в Беларуси? Об этом журналисты побеседовали с участковым гинекологом одной из государственных поликлиник Гомеля. Кроме своей основной работы, Наталья подрабатывает в частном гинекологическом центре, потому что основной зарплаты не хватает.

— Во-первых, проблема в том, что в государственных медучреждениях на пациента выделяется гораздо меньше времени. Я работаю в частной гинекологической клинике, и там у меня на пациента полчаса: за это время я успею и сделать осмотр, и расспросить про все болезни до десятого колена. А в государственной поликлинике у меня 12 минут. Всего 12 минут — и делай, что хочешь. За это время женщина даже раздеться едва успевает, как тут я успею с ней про ее ситуацию поговорить? Я уже не говорю о том, что в государственных медучреждениях гораздо меньше финансовая заинтересованность. Если в частной клинике я заинтересована, чтобы ко мне этот пациент вернулся на прием в следующий раз и чтобы еще и друга привел, то в поликлинике этой заинтересованности нет. Или у меня зарплата за месяц в поликлинике, или я эти же деньги, грубо говоря, заработаю за две недели в частном центре. Разница в зарплате ощутимая.

— Почему время на прием пациентов в госучреждениях и в частных медцентрах так отличается?

— В частной клинике я сама определяю себе время, которое необходимо, по моему мнению, на прием пациента. На то, чтобы его осмотреть, поговорить с ним и выяснить у него все, что мне надо, а не додумывать и наугад что-то ему назначать. Полчаса — это мое решение, я вывела это время путем проб и ошибок. За это время я могу человеку объяснить — что принимать, как принимать, зачем это делать. А когда человек знает, зачем он это делает, он это делает с большим энтузиазмом. Но не все так работают. Например, мой муж тоже врач — и он себе ставит 15 минут на прием. Ему этого достаточно.

Белновости
Фото: © Белновости

— Гипотетически, эти проблемы решаемы вливанием денег — если бы они были — в государственную медицину. Но только ли дело в условиях или в зарплатах?

— Конкуренции государственные поликлиники частным не составят еще и из-за «совкового» менталитета, который ничем не победишь. В государственную поликлинику все приходят с отношением «врач мне обязан», а в частную ко мне приходят и просят помощи. Понимаете, в чем разница? В поликлиниках отношение «почему вы мне не позвонили, почему не позвали», а не «я сама приду позаботиться о собственном здоровье».

— Работа в государственных поликлиниках выглядит как-то совсем безнадежно…

— Я бы не сказала, что в государственных поликлиниках совсем все плохо, ведь много талантливых людей и каждый старается, как может. Но у нас неадекватный уровень зарплаты. У меня, например, зарплата меньше трех миллионов. Столько получает участковый гинеколог. Я думаю, это очень мало. За такую зарплату с такой ответственностью работать в госучреждении нет никакого смысла. Мне нормально, потому что у меня подработка. А если бы я нигде не подрабатывала — это деньги, чтобы заплатить за детский садик и за коммунальные. И дальше что?

Да и поликлиники, конечно, тоже бывают разные. Мой муж работает в крупном государственном медицинском центре. Так эта поликлиника адекватная, которая не жалеет денег на приобретение нового оборудования, расходного материала, на учебу специалистов. Если их специалисты отучились дополнительно за границей, то они действительно могут что-то делать и знают все последние веяния в медицине. А если в нашей поликлинике — в самом лучшем случае — дальше Минска тебя никто не выпустит, потому что некому работать из-за огромных объемов работы, так что тут говорить…

— Огромные объемы работы — это сколько пациентов в день?

— Когда у меня в частном медцентре за день проходит 10 человек, то вечером я иду с работы порядочно вымотанная. А когда в государственной поликлинике у меня за день 80 человек… Вы представьте, как я буду осматривать восьмидесятого? Это очень тяжело физически. Уже совершенно не до болезней в роду пациента и так далее.

— Что должно измениться, чтобы бесплатная медицина в Беларуси вышла на новый уровень?

— Чтобы достичь приличного уровня медицины в государственных поликлиниках, нужно не то чтобы пересмотреть всю систему в целом, нужно еще и чтобы у людей поменялось сознание. Но я вам скажу, что в последнее время я заметила, что что-то начинает меняться: все больше людей, включая и людей в возрасте, которые приходят ко мне в частный медцентр и говорят: «Мне сказали, что здесь хорошо лечат». Очень многие едут из района. А раньше эти бы бабушки в жизни не обратились к частному врачу! Менталитет потихоньку меняется, но на это все надо время…

— Не от того ли к вам из районов едут люди, что бесплатная медицина стала еще хуже, чем была?

— Ну, я бы так не сказала. И в поликлинике, и в медцентре я лечу людей одинаково. Другое дело, что бесплатных врачей не хватает. Если на всю Новобелицу (50.000 человек, 10% населения Гомеля — прим. ред.) один участковый гинеколог, то вы представляете, какая к нему очередь? Туда никто не хочет идти работать. Там дикие объемы и смешная зарплата. Ну, дадут тебе 4 миллиона — и за эти деньги тебе «вынимут мозг» так, что ты жить не захочешь! А еще у нас такая система, что если не дай Бог что, то кто виноват? Врач! Неважно, что беременная ходит и курит по углам. Если что-то с ней случится — виноват врач. Не досмотрела, не убедила, не рассказала и так далее.

— Куда уходят работать молодые медики из госсектора?

— Молодые врачи все больше уходят либо в фармацевтику, торговыми представителями, либо в частные клиники. А в государственных остаются те, кто работает «по инерции».

 

Автор: Белновости Редакция интернет-портала