А что, собственно, находит такого привлекательного ребенок в этих ужасных видео и безнравственных стрелялках?
Причин может быть несколько.
Эксперт сетевого издания Белновости по вопросам воспитания детей и психологии Ирина Минаева рассказала о том, как правильно контролировать времяпрепровождение детей за компьютером, планшетом, смартфоном и другими гаджетами.
Зависит от темперамента и семейной ситуации. Уход в гаджеты - побег от скуки. Типичная история, маму беспокоит зависимость от соцсетей и она еще больше нагружает ребенка кружками, секциями, чтобы времени на интернет совсем не оставалось.
Получается, что дитя занимается и спортом, и английским, и рисованием с музыкой (как же без эстетического развития!). Все дни расписаны. А еще уроки. Только ведь и уроки и художка воспринимаются ребенком как обязаловка. Там мало его - ребенка, мало самовыражения, свободы - только режим и правила, и каждый день одно и то же.
Сколько у меня в группе детей, которые ненавидят художку и музыкалку и не понимают, что общего между прекрасной музыкой, которую они слышат и этими нудными гаммами и невыносимыми упражнениями? Любая зависимость - это всегда побег от скуки, навязанных стереотипов. Недостаток внимания.
Ребенок уходит в гаджеты, когда жаждет общения, эмоций, а у родителей нет на это времени. Я общаюсь с детьми и вижу, что родители редко уделяют внимание интересам ребенка, не связанным со школьной программой. А интернет сделал доступными многие увлечения.
Ребенку интереснее там, где много эмоций, яркие и неординарные блогеры. Уставшие и безэмоциональные (как правило) родители просто не в силах дать ему такого уровня общение. Объективные причины. Интерфейсы всех соцсетей и популярных игровых серверов разработаны так, чтобы человек как можно дольше в них оставался.
Интеллектуальная лента показывает нам список рекомендованных видео в YouTube, алгоритм Инстаграм выводит в начало ленты только популярные посты и так далее. В основе их аддиктивные технологии, которые направлены на то, чтобы человек как можно дольше находился в сети.
Если вы на пару часов залипли в YouTube, то не стоит винить себя. Так и было задумано. Этим психологическим приемам трудно противостоять взрослым, а уж детям и подавно. Ну и вообще, в обществе гаджеты - социально приемлемое явление.
Даже если в семье телефон и телевизор (что в принципе одно и то же) не на первом месте, то в транспорте, в очереди, на переменах в школе - ребенок видит людей, склонившихся над голубыми экранами...
Тут обычно мама с папой возражают и говорят, что они не сидят постоянно в телефоне. Когда им вообще - работа, домашние дела. Только в свободное время. Ну и опять же, мама не просто так, мама по делу: паблики тематические, новости, а ребенок-то - всякую ерунду... Вот именно, ребенок видит пример родителя, который в свободное время утыкается в телефон или компьютер и отдыхает там. Мы сами даем ребенку пример и не хотим в этом признаться.
Что делать?
Обычно родители выбирают один из трех вариантов:
- Пускают все на самотек - само пройдет.
- Запрещают, ограничивают, отбирают.
- Загружают по полной так, что времени на гаджеты не остается.
Как делать нужно:
- Разговаривать.
- Давать свой пример.
- Предлагать варианты экологичного отдыха.
А теперь по порядку.
Если вы хотите получить негатив в свой адрес, неуважение и агрессию, можете запаролить компьютер и выдать кнопочный телефон. Будет ли ваш ребенок более счастлив, если в его окружении все сидят в телефоне, а сам он страдает от одиночества и скуки? Очевидно, что проблема не в гаджетах, а в самом ребенке.
Что в итоге?
Ребенок будет играть тайно, например, ходить к бабушке или к друзьям. Или вести себя назло, проявляя пассивное сопротивление, доказывая себе, что уже взрослый и в состоянии не слушаться маму.
Если же родителям удается держать ребенка в ежовых рукавицах, то они рискуют получить в итоге пассивного и безынициативного ребенка, привыкшего к маминым подсказкам - туда ходи, делай то, не делай этого. Ребенок начинает делать все на автомате, своих желаний и целей у него уже нет.
К слову, в возрасте 10-12 лет ребенок переживает процесс отделения от родителей. Он уже готов заявить о себе как самостоятельная личность и в этот момент очень важно чуткое и внимательное отношение к его интересам родителей. От этого зависит спокойное прохождение переходного возраста и формирование самодостаточной личности.
Разговаривайте с ребенком. Показывайте на своем примере, что в жизни есть много интересного помимо гаджетов. Учите получать удовольствие от жизни экологичными способами. Ищите вместе с ребенком его хобби, помогайте и поддерживайте его увлечения. Общайтесь и ещё раз общайтесь. Давайте эмоции и внимание.
Сделайте так, чтобы жизнь вашей семьи была не менее интересной, чем игра. Сложно? А никто и не говорит, что воспитать гармоничную личность легко.
Фото: Pixabay