Бывают ситуации, когда ребенка буквально «искрит» от эмоций, что проявляется по-разному. В заметных действиях – крики, постановка условий в проявлении капризов, избыточная жестикуляция, «перекошенная» мимика, а некоторые даже могут подойти и «пнуть» ногой мамину машину.
При этом все это еще не свидетельствует, что ребенок плох, обладает выраженными чертами абьюзера или опасен. Все пока еще в пределах условной нормы, считает психолог Андрей Кашкаров.
Есть такое понятие в психологии, как эмоциональная лабильность. С превалирующими в характере чертами ее дети и взрослые «заводятся с пол-оборота», обладают, казалось бы, избыточной экспрессией – в том числе хорошо проявляемой (как вариант) в переписке или очном общении, кажутся необоснованно требовательными или «неприступными гордецами», высокомерными эгоистами «до мозга костей».
Все это и справедливо, и нет. Как мы уже сообщали ранее, необходимо осторожно судить других и относиться к «ярлыкам», которые «от простоты душевной» и в целом лени, отсутствия образования другие люди развешивают вокруг себя другим. Особенно это касается детей. Поэтому приведено в данном абзаце несколько определений не для самоутверждения, а исключительно для вашего спокойствия: если кто-то «кое-где у нас порой» попытается вашего ребенка «записать» в недостойные, агрессивные и «гневные», акститесь и имейте этот аргументированный инструментарий для корректного ответа.
Человек (и ребенок) с экспрессивными свойствами характера, эмоциональной лабильностью и кажущимся кому-то вызывающим поведением (а все относительно и познается не в общих и номинальных правилах поведения, а в сравнении) еще не преступник. Его тоже нужно и при желании со стороны можно понять. Другое дело, что люди, как правило, так устроены, что кроме своих интересов понимать других не очень расположены… Но виноват ли в этом ребенок? Лишь условно. Ибо очень много факторов влияет на ситуации, в том числе характер, возраст, желания (предпочтения) развивающейся личности.
Есть очень много способов научить ребенка справляться с гневом, как и вообще решить почти любой вопрос с психологическим подтекстом, и все их невозможно описать в кратком формате. Более того, существуют специалисты с завидными регалиями, признанные в научном сообществе, осведомленные о многих способах и… как сапожник без сапог не способные решить эти вопросы в собственной ячейке общества со своими детьми. Это реалии любого времени, в том числе и новейшего. Поэтому знание условно. А результат не гарантирован. Мы можем давать советы лишь универсально, не зная конкретной ситуации и особенностей ребенка, и об этом никогда не надо забывать.
Родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, судебный психиатр Чезаре Ломброзо (1835–1909) в работе «Гениальность и помешательство» не только привёл примеры конкретных людей предшествующего и современного ему времени, включая Ампера, Свифта, Ньютона, Руссо, Шопенгауэра и многих других, но в главе 4 обозначил влияние метеорологических явлений на рождение гениальных людей. Одним из таких явлений является температура окружающей среды.
Психоаналитик Д. А. Ольшанский, один из основателей лакановского психоанализа, на основе почти 20-летних исследований утверждает, что поведение человека определяется тем, что мозг принял решение заранее. Действия – это результат заранее обдуманного анализа тогда, когда ситуация не является внезапной. Так или иначе, мы постоянно прокручиваем разные варианты тех или иных решений, а те, кто делает это систематически и профессионально, становятся гроссмейстерами в шахматном спорте.
Но вот чем можно помочь из способов малоизвестных, «неизбитых». Условно разделим возможные способы на два варианта – на интеллектуальные занятия и совершенствование физической формы. Во втором случае ребенок выкладывает в тренировках накопившуюся энергию естественным образом и при этом остается условно спокойным, получает дополнительный «бонус» в качестве хорошей физической формы и «красивого» тела.
А в первом случае – для интеллектуального занятия - ребенка необходимо отвлечь от уже привычной ему и циклической установки на проявление гнева в ответ на «что угодно». То есть отвлечь чем-то интересным, к примеру, интеллектуальной работой с закономерностями и последовательностями, что приводит к навыку аналитического обобщения (так необходимым научным работникам), новым изобретениям и открытиям. Создание новых и подчас сложных инноваций, инструментов характеризуется паттерном «если-и-тогда». Ориентируйте ребенка на решение таких задач, в том числе в формате ТРИЗ (методики есть в открытом доступе).
Условный пример таков. Около 40 000 лет назад некий древний человек на территории современной Германии взял кость и превратил её во флейту – на сегодняшний день самый старый музыкальный инструмент в мировой истории.
Составляющие действия: изготовление флейты из кости, создание последовательности звуков через продувание напором воздуха сквозь кость изо рта, совершенствование флейты путём производства в кости новых отверстий — всё это механизм систематизации исходных данных. То, что свойственно сегодня пытливому уму детей. Казалось бы, музыка – не более чем последовательность (ритмическая и тональная) алгоритмов, которые можно изменять, используя правило «если-и-тогда».
Но в итоге воздействие на человека последовательности звуков, музыки порой приобретает колоссальное значение в искусстве и даже порождает другие искусства и изобретения. Чтобы переживать креативный эмоциональный опыт, нужно уметь распознавать информацию как набор паттернов. Тот же механизм систематизации, сделавший возможным создание костяной флейты древним человеком, ответственен за изобретение текстовых сообщений и многие другие успехи.
Если ребенка занять этой логикой поведения на примере разъяснения причинно-следственной связи «если-и-тогда» - в проекции ответов других детей на его действия и недовольства, то есть шанс заронить хорошее зерно критического мышления, несовместимого с проявлениями гнева.