Некоторые полагают, что в профессии, связанной с медициной, нет ничего сложного. Главное что? Получи образование, устройся в частную клинику, а в свободное время подрабатывай косметологом и живи припеваючи.
Но все почему-то забывают или просто не знают, с каким трудом достается заветный диплом и сколько повышений квалификаций и семинаров нужно пройти молодому специалисту.
28 июня из дверей БГМУ Валентина Масловская вышла уже не студенткой. На лице девушки отчетливо читалась радость: пять лет учебы позади, можно выдохнуть.
Валентина рассказывает, что за время обучения она прошла через огонь и воду.
Часто слышу фразу «Oт сессии до сессии живут студенты весело», но это точно не про медуниверситет. Помимо экзаменов было бесчисленное количество контрольных, коллоквиумов. Последним испытанием стало получение допуска к государственным экзаменам: перед тобой 2500 тестов, требующих практически безошибочного решения. Это достаточно монотонная работа. Приходилось сутками безвылазно сидеть дома.
«Сачкануть» и не подготовиться к занятию в «меде» нельзя: группы у нас маленькие, по 15 человек. Преподаватель успевает опросить всех.
Никогда не забуду, как на парах по нормальной физиологии у нас стояло по 3 отметки: за устный опрос у доски, за письменную работу и за компьютерное тестирование. Самое трудное, пожалуй, профильные дисциплины, длившиеся по 4-5 академических часа подряд.
Очень сложно усидеть на месте и сосредоточиться, особенно под конец пары. Поездки в другие корпуса или больницы вообще отдельная история. Был один день, когда в расписании стояло 3 пары и все они в разных концах города. Приходилось бегать за автобусами, чтобы успеть на занятие.
Одним из приятных дополнений к окончанию университета для Валентины стало получение красного диплома.
Несмотря на то что школу я закончила с золотой медалью, я не ставила перед собой цель получить красный диплом.
Не могу сказать, что достался он мне просто так. К университету выработалась привычка выполнять все задания в полном объеме и в срок. До 4 курса, честно говоря, даже и не знала, по каким критериям выдается диплом с отличием.
Только когда знакомые все чаще стали задавать вопрос: «Ты идешь на красный диплом?», решила узнать, в каких случаях он выдается и была удивлена.
В медуниверситет девушка поступала целенаправленно.
В школе любимыми предметами были химия и биология. Вместо кукол мечтала о микроскопе. Отец и бабушка хотели, чтобы я стала врачом, мама советовала учиться на провизора. Я долго взвешивала все за и против. После посещения дня открытых дверей выбор пал на фармацию.
На тот момент для меня стало большим открытием, что профессия провизора не ограничивается работой в аптеке и, получив высшее фармацевтическое образование, смогу работать в контрольно-аналитических лабораториях, на фармацевтических предприятиях, в судебно-медицинской экспертизе. Одним словом, место по душе точно найду.
Из своей группы Валентина единственная, кто останется работать на кафедре.
Сразу хочу отметить, что особенность высшего фармацевтического образования состоит в том, что полученный диплом является недействительным без сертификата о прохождении интернатуры длительностью 5 месяцев.
В это время за провизором закрепляется два руководителя: на базе прохождения интернатуры и от университета. Они контролируют выполнение индивидуального плана, оказывают методическую помощь. Интерн, в свою очередь, обязан совершенствовать практические навыки и в конце сдать экзамен. И только после всего этого провизор может самостоятельно приступить к работе.
С 1 августа по 31 декабря я буду трудиться в качестве провизора-интерна в одной из аптек РУП «Белфармация». А вот уже со 2 января начинается так называемая отработка по распределению в качестве преподавателя-стажера на кафедре организации фармации БГМУ. Это одна из профильных кафедр на фармацевтическом факультете.
Преподаваемых дисциплин очень много: организация и экономика фармации, медицинское и фармацевтическое товароведение, фармацевтическая помощь и др.
Какой именно предмет я буду вести, пока не знаю. Не могу сказать, что мне страшно, но волнение, безусловно, присутствует. Ведь это абсолютно новая роль, а ко всему новому необходимо привыкать. Надеюсь, что со студентами у нас будет взаимная поддержка.
Очень надеюсь, что будет возможность совмещать преподавание с работой провизором-рецептаром в аптеке. Во-первых, это дополнительный заработок, а во-вторых, практический опыт.
Будущий провизор понимает, что сначала ее ожидает небольшая зарплата, но не отчаивается.
Чего бояться? Как правило, все молодые специалисты сразу получают заработную плату меньше, чем они могут зарабатывать в будущем, ведь она зависит и от стажа работы, и от категории, и от многих других факторов. Но зато у молодежи больше свободного времени, сил и энергии, благодаря чему они могут подрабатывать еще где-то, помимо основного места работы.
Девушка видит перспективы в белорусской медицине и не намерена уезжать за границу.
Безусловно, перспективы есть. Уже со студенчества будущие врачи и провизоры активно занимаются наукой, выступают со своими работами на научных конференциях республиканского и международного уровня, многие становятся лауреатами.
Могу привести в пример свой фармацевтический факультет БГМУ: в этом году было защищено 27 дипломных работ, и все из них отличаются научной новизной и имеют практическое применение в различных областях фармации. У выпускников также есть возможность продолжать свои исследования и реализовывать научные идеи после поступления в магистратуру, аспирантуру, клиническую ординатуру.
За границу уезжать я не планирую. Для меня важно быть рядом с моей семьей и друзьями, проводить с ними большую часть свободного времени, а они у меня все здесь, в Беларуси. Да и для реализации себя в профессиональном плане не вижу препятствий, главное — желание.
Про связи и «блат»
Конечно, если у тебя есть знакомые или родственники в твоей сфере деятельности — это большой плюс, так как они всегда могут подсказать, посоветовать и держать в курсе новостей, но это не является определяющим критерием при приеме на работу.
Сейчас уже практически везде подбор кадров осуществляется на конкурсной основе путем проведения различных тестирований, собеседований, проверки практических навыков. Хочется верить, что все это проходит честно и беспристрастно.
На вопрос о личной жизни Валентина отвечает с улыбкой.
Молодого человека у меня нет. Возможно, многие считают, что из-за большой загруженности в медицинском университете не остается времени на поиски своей второй половинки, но лично я не связываю эти факты между собой. Всему свое время, и уж если на жизненном пути повстречается по-настоящему «твой» человек, то это точно почувствуется.
Виктория Черевако
Фото: © Белновости